Франшиза

Раздел 4 Франшиза

Франшиза — объект договора состоящего из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса.

Франчайзер — продавец франшизы. Предлагает пользование брендом и бизнес-моделью в обмен на денежную компенсацию.

Франчайзи — покупатель франшизы. Отдает деньги за право пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера.

Франшиза возможность работать под имененем известного бренда. Покупая франшизу вы покупаете готовую модель открытия и функционирования вашего магазина. Владелец франшизы помогает вам с открытием магазина под его брендом. Также вы имеете уже готовый ассортимент товаров к продаже. Владелец франшизы чаще всего подробно регламентирует все аспекты работы магазина и вы должны будете их придерживаться. Таким образом франшизна имеет и свои плюсы и свои минусы. С одной стороны вы можете получить прибыльный магазин популярной марки с минимальными вложениями своих усилий. И вы не совершите множества ошибок. С другой стороны многие ваши действия будут регламентированы правилами франшизы. В какой-то степени вы становитесь неполным хозяином своего магазина. Вы не можете добавить новый товар, кардинально изменить ценовую политику, время работы магазина и многое другое.

Для покупки франшизы чаще всего необходимо внести первоначальный взнос. В дальнейшем вы с определенной периодичности должны будете выплачивать деньги владельцу франшизы. Если у вас есть возможность взять хорошую франшизу — берите ее. Но это должен быть либо узнаваемый бренд, либо очень успешная бизнес модель. Если вы не знакомы с магазинами франшизы не поленитесь обязательно посетите несколько магазинов франшизы. Посмотрите нравится ли вам оформление, обслуживание, сам товар. Много ли в магазинах франшизы покупателей. Дело в том что сейчас появилось множество компаний предлагающих сделать франшизу любому магазину за несколько сотен тысяч рублей. Сам магазин может быть не очень успешен и не иметь хорошей структуры и прописанных технологий. В этом случае делается ставка на простой заработок за счет первоначального взноса и ежемесячных платежей. Еще один вариант франчайзер делает ставку на продажу оборудования для открывающихся франчайзи. Открыть один или несколько магазинов, а затем получать большие отчисления за счет поставок оборудования — один из вариантов бизнеса оптовиков, но не розницы.

Если франшизу продают всем подряд, то это может быть не очень хорошим сигналом. Франчайзеры направленные на долговременную работу, как правило требовательны к франчайзи. И это справедливо, так как один плохой магазин будет портить репутацию всего бренда. Франшизы ориентированные на заработок за счет продажи самой франшизы не имеют таких целей. Они ориентированы на мгновенный заработок за счет продажи как можно большего количества франшиз. Если часть магазинов останется и продолжит отчисления, то это будет для них бонусом. Если же нет, организаторы сделают новую франшизу и начнут продавать ее. В настоящее время существет множество компаний, которые предлагают каждому магазину за небольшие деньги сделать франшизу и начать продавать ее.

Как правило открытие хорошей франшизы дело достаточно затратное, поэтому стоит применить методы финансовой разведки. Самое первое что можно сделать, это выйти на хозяев магазинов по франшизе и спросить их. Только скажите хозяину франшизы, что вы рассматриваете открытие франшизы в другом городе. В своем городе конкурентов никто не любит. Вы можете объехать несколько городов и узнать о положении дел у будущих коллек владеющими магазинами по франшизе. Также можно использовать другие методы определения финансовых показателей магазина о которых рассказано в следующих разделах.

В целом франшизой стоит воспользоваться, если вам требуется узнаваемый бренд или если у франчайзера есть хорошая бизнес модель с прописанными четкими и эффективными бизнес процессами.

Отрывок из книги «Как открыть магазин». Вся книга ЗДЕСЬ.