Точка безубыточности для магазина
Главный показатель бизнес-плана. Показывает насколько вы должны продавать, чтобы работать в прибыль. Рассчитывается он очень просто. Для его расчета вам потребуется знать расходы и наценку или маржинальность.
Точка безубыточности — показывает насколько вам необходимо продавать, чтобы работать в прибыль.
В расходах чаще всего ошибаются в том, что не учитывают все расходы. Что-то забывают, что-то опускают предполагая что это мелочь. В итоге эти мелочи вырастают в крупную неучтенную сумму, магазин по расчетам должен приносить прибыль, но фактически он в лучшем случае кормит сам себя и не дает владельцу никакого дохода. А все дело в том, что владелец не учел все возможные расходы. Кроме мелких расходов, часто забывают учесть такие расходы, как бензин и расходы на содержание автотранспорта владельца, если он используется в бизнесе, расходы на передвижение и зарплату самого владельца магазина, если он выполняет какие-то рабочие функций в нем. В крайнем случае посчитайте две точки безубыточности и два бизнес-плана. В одном учтите оплату за труд владельца в рыночных расценках по тем должностям, что он замещает и это будет нормальная точка безубыточности и бизнес-план. И второй вариант эконом, это когда владелец готов работать за бесплатно и надеяться что бизнес выстрелит. Второй вариант плох тем, что заранее настраивает на неверные цифры в бизнесе. Владелец бизнеса может получать какие-то деньги, но это деньги не владельца, не инвестора, это деньги сотрудника за выполняемую работу. В любом случае учтите все дополнительные и казалось бы личные расходы связанные с бизнесом. Лучше их учесть на стадии расчета, чем потом неожиданно выяснить что они съели всю прибыль и вы больше вкладываете средств в магазин, чем получаете от него.
Еще один важный момент в определении расходов это своя аренда. Если помещение ваше, то вам все равно необходимо учесть аренду в бизнес-плане. Вы можете сдавать помещение в аренду и получать прибыль и без магазина. И у вас должно быть два бизнес-плана. Один для сдачи в аренду, другой для магазина. Так иногда видно интересные ситуации, когда бизнес-план показывает, что просто сдавать помещение в аренду гораздо выгоднее, чем располагать в нем собственный магазин.
Наценку и маржу часто путают. В рублях наценка и маржа равны. Но в процентах они будут отличаться. Маржа, еще ее называют маржинальность, рассчитывается от цены продажи товара. Маржа показывает долю прибыли в стоимости товара. Доля прибыли в стоимости товара не может превышать 100%. Действительно нельзя продать яблоко за 100 рублей и получить 110 рублей прибыли. Поэтому, если вы слышите про маржу в 150% процентов, то сразу знайте, что маржу перепутали с наценкой. Наценка может быть больше 100%. Наценка рассчитывается от оптовой цены товара. Наценка показывает сколько было заработано при продаже от оптовой цены товара.
Формулы расчета маржи и наценки.
Пример.
Яблоко купили за 30 рублей
Яблоко продали за 100 рублей
Наценка в рублях=100-30=70 рублей
Маржа в рублях=100-30=70 рублей
Наценка в % = 233%
Маржа в % = 70%
- Наценка показывает размер прибыли от оптовой цены товара
- Маржа показывает размер прибыли от розничной цены товара
Теперь когда вы не путаете маржу и наценку, рассчитайте точку безубыточности.
Пример.
Ежемесячные расходы магазина составляют 100 000 рублей.
Наценка на товар = 233%
Точка безубыточности — 142918 рублей в месяц
Разделите это значение на количество дней работы вашего магазина в месяц и вы будете знать на сколько вам необходимо торговать в день.
Точка безубыточности=142918/30=4763 рублей в день
Маржинальность товара = 70%
Точка безубыточности — 142000 рублей в месяц
Разделите это значение на количество дней работы вашего магазина в месяц и вы будете знать на сколько вам необходимо торговать в день.
Точка безубыточности=142000/30=4733 рублей в день
Небольшая разница в значениях получилась из-за округления до сотых при расчета маржи и наценки.
Теперь вы знаете минимальную сумму продаж, чтобы не получить убыток. Вся сумма продаж выше этого значения будет давать прибыль.
В первый вторник следующего месяца мы продолжим разбирать способы быстрого расчета ключевых бизнес-показателей для бизнес-плана.