Стоит ли начинать бизнес с партнерами
Раздел 6 Партнеры
Давно известный факт, что бизнес лучше не начинать с партнерами. Вернее партнеры бывают необходимы в некоторых случаях, но если возможно обойтись без них, то это и стоит сделать. Как правило рано или поздно среди партнеров начинают разногласия по поводу тех или иных моментов работы. Они отнимают много сил, времени и в конечном итоге приводят к развалу бизнеса. Самые частые причины ссор: каждый из партнеров думает, что он делает больше работы, чем его партнер и получает за свою работу недостаточно денег, распределение работы, распределение прибыли, распределение долгов, разный подход к развитию бизнеса и виденье компании в будущем. Есть правила, которые помогают минимизировать риски, но при открытии небольшого магазина они Вам скорее всего не понадобятся и у Вас не хватит квалификации их применить. Как правило, слаженная работа партнеров возможна при их большой квалификации (и то это часто не так), при открытии же маленького магазина, знаний и опыта участников не хватает для грамотного управления ситуаций с несколькими партнерами основателями.
Я сам попался в эту ловушку, хотя и знал о ней. Часть подобного опыта я получил в пробах новых направлений бизнеса с друзьями. Чаще всего не получив быстрого результата «партнеры» попросту потихонечку сливались. Зная это я никогда не планировал совместный бизнес, тем более с мало знакомыми людьми. Тем более с теми кто бизнесом до этого не занимался. Как же я попал в эту ловушку? Так же как и все. Переоценил свои силы и переоценил партнера. Мне повезло эти уроки я получил с минимальными потерями. Даже самые проверенные люди меняются, когда начинаешь вести с ними бизнес. Поэтому бизнес с друзьями и родственниками не желателен. Если же начинаете будьте готовы чем-то в итоге пожертвовать или отношениями или бизнесом. А иногда и тем и другим.
Самое основное правило работы с партнером — все должно быть оформлено документально. Если это юридическое лицо то только ООО. Все остальные взаимотношения прописываются соглашением или оффером.
Что должен содержать оффер:
- Сколько каждый из партнеров делает вклад деньгами или имуществом в юридическое лицо.
- Какая доля предприятия принадлежит каждому партнеру.
- Какие обязанности выполняет каждый партнер. Каковы критерии успешного выполнения обязанностей, какие действия следуют, если обязанности не выполняются.
- Каким образом принимаются решения в фирме. Лучше всего если количество партнеров нечетное и решение принимается большинством. При четном количестве возможно принятие решения при единогласном решении партнеров. Также можно разделить сферы принятия решения каждым партнером, но здесь остро встает вопрос общего взаимодействия, распределения финансовых потоков и общего руководства фирмой.
- Распределение прибыли. Доли и механизмы распределения прибыли. Иначе один из партнеров может захотеть пустить всю прибыль на дивиденды, другой будет настаивать на вложении всех средств в предприятие.
- Порядок выхода партнера из учредителей предприятия.
- Срок действия оффера. Ситуация меняется, также как и приоритеты людей. Поэтому офферы стоит пересматривать ежегодно.
- Порядок действий, если по содержанию нового оффера стороны не пришли к соглашению.
В каждом случае содержание соглашение будет разным. Вы можете обратиться к специалистам для правильного составления оффера. Но все же без экстренной нужды не рекомендую работать с партнерами особенно если это близкие для вас люди. Разногласия могут быть очень острыми и готовы ли вы вычеркнуть этих людей из своей жизни решать только вам. Если вы поспрашивайте бизнесменов начинавших свой бизнес с партнерами то вы услышите множество не очень приятных историй. У корабля должен быть только один капитан. Если капитанов несколько ничего хорошего из этого не выйдет.
Отрывок из книги «Как открыть магазин». Вся книга ЗДЕСЬ.