Магазин по хобби, что надо знать
21.05.2020

Если вы хотите открыть магазин по своему хобби

Автор: admin

Раздел 2.3 Определение направления торговли и концепции магазина. Основные ошибки.

Если вы уже выбрали направление торговли не пропускайте этот раздел. Здесь собраны самые частые ошибки и просчеты, которые допускают начинающие бизнесмены. Разберем плюсы и минусы каждого случая.

Раздел 2.3.1 Направление торговли совпадает с хобби.

С одной стороны это хороший вариант. Вы знаете потребности рынка, у вас есть знакомые, которые могут стать вашими клиентами. Вы увлечены своим делом. Скорее всего вы хорошо разбираетесь в товаре и можете дать грамотную консультацию. Но в этом варианте самое сложное объективно оценить емкость рынка для вашего товара. Например: количество продаж комиксов в маленьком городе может не хватить для нормально функционирования магазина. Самая частая ошибка в этом подходе — переоценка потребности в этом товаре. Из-за воздействия окружения, кажется что все только и делают что покупают этот товар. Во время эйфории открытия своего магазина, кажется, что сейчас стоит сделать хороший ассортимент и отбоя не будет от покупателей. Возможно так и будет. Но лучше не полагаться на случай, а заранее подсчитать вероятность такого развития событий.

20 вопросов себе, если открываете магазин по своему хобби

  1. Постарайтесь достаточно объективно оценить количество человек в вашем городе или районе, которых интересует данное хобби.
  2. Подсчитайте сколько вы тратите в год на данное хобби?
  3. Сколько тратят ваши знакомые?
  4. Сколько тратит средне-статический человек увлеченный этим же хобби?
  5. Все тратят столько же или небольшая часть самых увлеченных?
  6. Покупаете вы все необходимое в одном месте?
  7. Почему вы покупали в том или ином месте данный товар?
  8. Спросите ответы на вопросы 5, 6, 7 у знакомых.
  9. Разделите распределение расходов на постоянные и разовые. Если хобби предполагает редкие большие расходы и маленькие постоянные, то как часто бывают эти большие разовые расходы.
  10. Объективно оцените будут ли Ваши знакомые делать все покупки у вас.
  11. Какие преимущества они будут получать покупая у вас.
  12. Будут ваши знакомые делать покупки у вас по розничной цене.
  13. Все ли увлекающие хобби делают такие же по стоимости покупки, покупают так же часто и в тех же местах.
  14. Есть ли более массовые, дешевые модели для не таких увлеченных людей.
  15. Есть ли эти модели в других распространенных местах продаж? Например, супермаркетах.
  16. Посчитайте возможную выручку. При этом возможную сумму выручки от знакомых можете смело делить на 2 и 3, от не знакомых на 5.
  17. Посчитайте маржинальность товара. То есть сколько % вы будете зарабатывать при продаже товара. Вычтете из цены продажи оптовую стоимость товара.
  18. Учтите расходы на аренду, налоги, зп и прочее. Как это сделать будет в следующем разделе.
  19. Посчитайте итоговый месячный баланс и возможную выручку.
  20. Не забывайте, если в вашем хобби есть сезонность учесть ее. Как долго длятся месяцы с низкой выручкой.

Как правило такой подход отрезвляет. Ослепленные мечтой люди склонны преувеличивать стоимость и ценность своих покупок, покупок знакомых и возможных участников рынка. И закрывать глаза на расходы. Часто выясняется, что ассортимент покупаемых вещей очень широк и обеспечить его в одном магазине просто не представляется возможным. А продажа части ассортимента не покрывает ежемесячных затрат. Не сходятся параметры цена аренды — расходы — количество ассортимента требуемого для покрытия этих расходов. Необходимый ассортимент просто не влезает в рассчитываемую площадь, а расширение площади увеличивает стоимость аренды и вновь требует более расширенный ассортимент. Может оказаться, что спрос не столь велик и цены не настолько конкуренты, чтобы все начали покупать в одном магазине. Больший ассортимент — это большие вложения в товар при открытии магазина. А эти средства, как правило ограничены. Выясняется, что планируемых средств не хватит для обеспечения ширины ассортимента продукции.

Альтернативой может стать торговля на заказ. Но и здесь есть свои особенности: минимальная сумма заказа, сроки, невозможность оценить товар до покупки. Минимальная цена заказа часто делает невозможной закупку одной вещи. Для недорогих вещей, часто просто не рентабельно заказывать одну вещь. Всю прибыль съедает доставка и сопутствующие расходы. Заказ же сразу многих позиций требует денег и не всегда целесообразен. Можно переполнить магазин неликвидом и подвесить оборотные средства не популярным товаром. Второй момент это срок доставки, будет ли клиент ждать вашу доставку 2 недели, если интернет магазин обещает ему доставку того же самого за 3 дня.

Тем не менее подход с хобби может приносить хороший доход. Главное объективно оценить возможности и потребности. Возможно стоит начать с того что привозить товар на заказ, открыть интернет-магазин, или торговать на дому.

Универсального решения здесь нет, бывает что такие магазины дают хороший старт при учете всех нюансов, но часто старт бывает не очень удачным и много таких предприятий едва сводят концы с концами или закрываются.

Случай из практики

Однажды в давно пустующем помещении возле одного из моих магазинов открылся магазин по продаже велосипедов. Владельцы были фанатами велосипедов. Но место совсем не располагало к продаже велосипедов. Магазин был на первой линии но чуть в отдалении от перекрестка и был мало-заметен. Магазин стоял на пересечении двух крупных транспортных магистралей, но не имел от этого преимуществ. Из-за расположения он был практически не виден для авто-трафика, и лишь небольшая часть пешеходов видела его. Вокруг были спальные районы. В шаговой доступности были крупные спортивные гипермаркеты с большим выбором велосипедов и хорошим разнообразием цен. В соседнем квартале был пункт выдачи крупного интернет-магазина специализирующегося на велосипедах. У этого магазина не было сайта. Каким образом они привлекали клиентов — большой вопрос. Проходящий трафик был никак не достаточен для регулярных покупок велосипедов, скейтов и запчастей в объемах необходимых для поддержания магазина в точке безубыточности. Массовые модели покупатели привыкли покупать в спортивных гипермаркетах. Для дорогих, специализированных запчастей и моделей у них не было базы клиентов. К тому же в сфере профессиональных велосипедов и запчастей было много более крупных конкурентов с более обширным ассортиментом товара. Они стали типичным примером когда бизнесмены переоценили круг своих друзей и знакомых, которые могли стать покупателями. Он был у них обширен, но новые вещи в нем покупались не настолько часто, чтобы обеспечить их работу за счет только знакомых. А других клиентов они привлечь в достаточном количестве не смогли. Сказалось и не удачное место и отсутствие внятной концепции магазина, канала привлечения покупателей и конечно же большое количество конкурентов на рынке. Проработав несколько месяцев магазин ожидаемо закрылся. Магазин не смог собрать выручку даже в сезон. Планирование и оценка позволили бы увидеть возможные проблемы заранее, и при решении об открытии грамотно составленная концепция магазина и четкий план могли дать шанс открыть прибыльный магазин или отказаться от этой затеи. Мой магазин располагался рядом, но мой магазин торговал более редким товаром и привлекал много покупателей через сайт. Он проработал на этом месте более 4 лет, пока не появилось большое количество магазинов конкурентов в ближайших кварталах на более выгодных местах. В итоге обстоятельства изменились и магазин стал не так выгоден и был перенесен в другое место.

Это одна из четырех основных ошибок выбора направлений торговли. Все четыре ошибки доступны начиная с этой статьи