Постоянные расходы как ключ к устойчивости бизнеса
Раздел 7.12. Цена постоянных расходов
Размер ваших постоянных расходов может в некоторых случаях просто разорить вас после нескольких лет успешной работы. Я рекомендую стремится к минимизации накладных расходов и в буквальном и в относительном значении. Напомню к постоянным расходам относятся все обязательные ежемесячные расходы: арендная плата, коммунальные расходы, зарплаты, налоги и другие расходы, которые вы платите каждый месяц не зависимо от объема продаж и их наличия. Высокие постоянные расходы могут оказаться миной замедленного действия в вашем бизнесе. Представьте ваш магазин уже работает несколько лет, стабильно приносит прибыль. Неожиданно происходит форс-мажор. Это может быть например, перекрытие улицы для ремонта дороги. Трафик и количество продаж резко падает. Выручки нет, а высокие постоянные расходы есть. Если у вас жесткий многомесячный договор аренды, то ситуация становится совсем не хорошей. И здесь есть два варианта — высокие постоянные расходы оправдывались в свое время очень высокой выручкой, в этом случае процент расходов от выручки будет небольшим и скорее всего вы накопите к этому времени резервный запас денег для выхода из таких ситуаций. Второй вариант, когда итоговая прибыль была мала по сравнению с постоянными расходами. И здесь скорее всего у вас будут проблемы.
- Андрей и Борис имеют одинаковые постоянные расходы с своих магазинах — 400 000 рублей в месяц.
- Андрей получает чистую прибыль в месяц — 350 000 рублей.
- Борис получает чистую прибыль в месяц — 50 000 рублей
После нескольких лет работы случился форс-мажор и выручки у обоих друзей упали и магазины стали давать убыток в 200 000 тыс рублей в месяц. Какой предприниматель перенесет форс-мажор легче? При высоких постоянных расходах очень важно соотношение чистой прибыли к постоянным затратам. И конечно же чем меньше постоянные расходы тем лучше.
Одно дело, когда ваши постоянные расходы 50000 рублей в месяц, другое дело когда они достигают 500 000 рублей в месяц. Это принципиально разный уровень долга при возможном закрытии магазина. Второй аспект разница прибыли и постоянных расходов. Один случай когда постоянные расходы 100 000 и чистая прибыль 150 000 рублей в месяц. И это хороший случай. Другой случай, когда постоянные расходы 100 000 и чистая прибыль 30 000 рублей в месяц. Бизнесмен в первом случае в период низких продаж будет себя чувствовать гораздо лучше, чем во втором. Добавим третий случай, чистая прибыль также 30 000 но постоянные расходы 20 000 рублей. В этом случае бизнесмен тоже будет чувствовать себя гораздо лучше, чем в случае 2 при любом возможном форс-мажоре. В случае форс-мажора потерять несколько десятков тысяч рублей не так проблематично, как несколько сотен или миллионов. Глава была написана за несколько лет до коронавируса. Коронавирус еще раз подтвердил, что никто не застрахован от неожиданностей и форс-мажора. Коронавирус это частный случай возможности простоев и низких выручек.
- Чем меньше обязательные постоянные расходы тем лучше.
- Чем лучше соотношение прибыль/постоянные расходы тем лучше.
Одно дело покрыть убытки месячного простоя за счет месячной прибыли, другое дело за счет годовой. Всегда задавайте себе вопрос: «Чем я буду платить, если будет период плохих продаж?». Если ответа на этот вопрос нет — ваш бизнес лотерея. Выбирайте варианты с посильными постоянными расходами и хорошим соотношением прибыль/постоянные расходы.
Отрывок из книги «Как открыть магазин» Весь раздел про расчет точки безубыточности доступен по подписке.
Первый пост главы Расчет точки безубыточности