Типизация магазинов по уровню цен
Большинство из этих форматов можно разделить на несколько категорий.
Люкс сегмент — к люксу сегменту относится все то, что на самом деле является роскошью. Покупатели люкс сегмента редко смотрят на цену. Для них ключевыми являются другие факторы. Самостоятельно открыть магазин люкс сегмента сложно. Если вы сами не имеете отношения к жизни в категории люкс — совершенно невозможно. Магазин люкс требует для открытия профессионального дизайн проекта, причем лучше специализированного дизайнера торговых помещений. Все проектирование и выполнение работ лучше отдать профессиональным компаниям. Готовое решение, включающее в себя все моменты от проектирования коммуникаций и расстановки оборудования до системы набора и обучения персонала, будет идеальным в этом случае. Малейшая ошибка в категории люкс может обернуться провалом всего магазина. Конкуренция в сегменте люкс очень большая и ошибки очень дорого обходятся бизнесменам.
Дорогие или премиум сегмент — магазин для тех клиентов, что ценят качество и обслуживание, но в то же время еще обращают внимание на цену. Тоже очень непростой сегмент. Клиент уже привык к сервису и чувствителен к качеству магазина. И в то же время платить столько же, сколько платит клиент класса люкс, он не может себе позволить. Магазины премиум сегмента отличаются меньшим количеством товара на площади. В таких магазинах, как правило, мало больших и свободных пространств. В них не создается ощущение большого помещения или открытого зала. И в то же время они свободные и в них не тесно. В отделке магазина используются дорогие материалы. Торговое оборудование дорогое и качественное. Дизайнерских решений может не быть или их может быть небольшое количество, но само впечатление от магазина должно относить его к торговой точке для людей с достатком. Не пытайтесь экономить на оборудовании. Если оно только выглядит почти как дорогое, то это подействует только на людей не из этого круга. Человек, привыкший к достатку, заметит такие мелочи и экономию на них. Также как и дешевый товар, продаваемый под видом дорогого. В магазине должны быть консультанты, способные обеспечить высокий класс обслуживания клиента. Уметь правильно работать с покупателями категории премиум и люкс может далеко не каждый продавец. Далеко не всех этому можно научить. Это совершенно особый тип консультаций, по крайнее мере в сфере торговли с высокой конкуренцией. Важна приятная и расслабляющая атмосфера магазина. Желательна удобная парковка. Дешевый товар в таких магазинах отсутствует.
Если же Ваша целевая группа люди с достатком среднего и ниже среднего уровня, для которых вы продаете «дорогой» товар или любители пустить «пыль в глаза», то разумная экономия на оборудовании и консультантах вполне уместна, такие покупатели скорее всего не заметят разницы.
Средний сегмент — магазины, ориентированные на широкий круг покупателей. Ценовая категория от недорогих товаров до товаров премиум категории. Большая часть товара — средний ценовой сегмент. Ориентация на качество товара и соотношение цены и качества. Ремонт, фасад, витрины и торговое оборудование среднего уровня. Причем этот средний уровень достаточно сильно отличается от города к городу, от района к району, и от тематики торговли. Везде он немного свой. Посмотрите различные магазины этого же или схожего профиля. Обратите внимание, как все сделано в магазинах крупных сетей ориентированных на вашего целевого клиента. Это и будет средний уровень. В магазинах среднего сегмента нельзя использовать дорогую мебель. Дорогая мебель и изыски интерьера будут отпугивать покупателей. На один квадратный метр магазина среднего ценового уровня приходится гораздо большее количество товара, чем в магазине премиум сегмента. Требования к качеству обслуживания и уровня консультации средние Желательна удобная парковка. В ассортименте часто присутствуют ряд позиций дорого и дешевого ценового сегмента. Дешевые товары нужны, чтобы заманить клиента в магазин и продать более дорогой товар. Дорогие товары пытаемся продать покупателям среднего ценового сегмента. Также они обеспечивают хорошие всплески выручки в дни продажи дорого товара. И самое главное, когда есть дорогой товар, легче продавать дешевый, но об этом ниже.
Дешевые — магазины ориентированные на клиентов с низким достатком. Товар, как правило, низкого качества. Клиенты разного достатка. Сюда в поисках экономии могут приезжать клиенты обычно закупающиеся в магазинах среднего и дорогого ценового диапазона. Эконом предполагает минимальный уровень обслуживания и консультации. Очень простой интерьер и торговое оборудование. Эконом магазины не требовательны к месту расположения. Расчет на то, что клиент, ориентированный на цену, приедет за низкой ценой куда угодно. Но не забываем, чем удобнее место, тем больше клиентов до вас в конечном итоге доедет. И чем лучше место магазина, тем более дорогую цену и более дорогой товар можно ставить, за удобство покупки тоже надо платить.
Место с хорошим трафиком всегда лучше места без трафика. Это справедливо для всех ценовых сегментов. Встречаются и исключения, но на то они и называются исключениями. Вы можете проверить свою удачливость, но с бизнесом это имеет мало общего.