Что выгоднее оффлайн или интернет-магазин?
13.04.2020

Оффлайн или онлайн магазин — какой рентабельнее?

Автор: admin
Меня зовут Сергей и я расскажу о том, какой из вариантов открытия магазина выгодней. В моем опыте были и оффлайн и онлайн магазины, поэтому могу сравнивать оба варианта с практической точки зрения. 
 
Бизнес открывается ради получения прибыли. При выборе бизнеса мы ориентируемся на личные предпочтения и, конечно же, на возможный доход. Одним из факторов выбора является то, сколько денег можно заработать с каждого вложенного рубля. Как в банковском вкладе. На вклад с большими процентами придет больше людей. Также и при открытии магазина. Нередко начинающий предприниматель сталкивается с выбором: открыть магазин в интернете или обычный магазин с помещением и продавцами. В этот момент легко сделать неправильный выбор из-за распространенных заблуждений.
 
Стереотипы. Считается, что интернет-магазин можно открыть буквально на коленке. Первая же ссылка в гугле назвала цену открытия интернет-магазина в 8750 рублей. Для магазина минимальные цифры начинаются от 250 000 рублей. Чаще всего попадаются варианты с суммой больше 1 млн.рублей. В нее сразу включают стоимость аренды, товара и зарплат.
 
 

 
С первого взгляда кажется, что выбор очевиден. Рассказываю, о чем не пишут в обзорах.
 
Статистика. Если взять статистику крупных сетей, то мы увидим, что меньше всего рентабельна онлайн-торговля. 
 
Рентабельность онлайн-торговли 4,5%
Рентабельность оффлайн-торговли 4,6%
 
Это без учета особенностей и специализаций. В целом по отчетам рентабельность компаний, работающих только через интернет, самая маленькая. Данные по рентабельности взяты с www.investopedia.com
 
А теперь рассказываю как открываются и работают онлайн и оффлайн магазины на практике.
 
Обычный магазин. Чтобы открыть магазин предприниматель покупает или берет в аренду помещение. Цена зависит от места будущего магазина. Это может быть и 5000 рублей и несколько миллионов. Дальше, возможно, будет нужен ремонт, торговое оборудование, вывеска. Затраты на них сильно отличаются. Это может быть помещение без ремонта с витринами-сеткой и пластиковой  табличкой на входе. Все это можно купить за 30 000 рублей. А может и одна вывеска стоить полмиллиона и больше. 
 
Предприниматель может работать в одиночку или иметь много сотрудников. И, конечно же, товар. Стоимость товарных запасов очень индивидуальна. От 10000 рублей до десятков и сотен миллионов.  
 
В итоге, минимальная сумма на открытие небольшой лавки может начинаться от 50 000 рублей. Верхнего предела нет. У оффлайн магазина есть одна очень важная особенность.  Если магазин начал работать в хорошем месте, то дальше можно не тратить деньги на привлечение клиентов. В хорошем торговом центре или на проходной улице клиенты будут заходить и покупать без затрат на рекламу. Вы платите только аренду и зарплаты, если есть сотрудники.
 
Интернет-магазин. Самый дешевый вариант — подключить площадку конструктор. InSales предлагает тарифы от 1290 рублей в месяц. Если не хотите собирать сайт на конструкторе самостоятельно —  придется доплатить. Основной недостаток сайта конструктора — вы зависите от чьей-то системы. Тарифы на услуги в любой момент могут повыситься. В худшем варианте платформа может закрыться и вместе с ней и ваш сайт. Еще один недостаток — возможности вашего сайта будут ограничены возможностью платформы.
 
Альтернатива конструктору — свой сайт. Многие пытаются сделать интернет-магазин самостоятельно. Если у вас нет опыта в создании сайтов, то разработка своего интернет-магазина может занять месяцы. Самым неприятным может быть случайная ошибка, в результате которой ваш работающий интернет-магазин пропадет. Я сам делал такие ошибки несколько раз. 
 
Лучший вариант — доверить создание сайта профессионалам. Сделать шаблонный интернет-магазин под ключ в надежном месте стоит от 300 000 рублей. Если хотите сделать что-то особенное, то ценник будет больше 1 млн. Варианты дешевле можно выбирать только на свой страх и риск. Например, я видел случай, когда сайт таких специалистов отправлял заказы клиентов в другую фирму. Получилось это так. Исполнитель переделал интернет-магазин другой компании. Но сделал это недостаточно тщательно и на сайте по продаже постельного белья появлялись диваны, а данные клиента уходили на мебельную фабрику в другой город.
 
После создания интернет-магазина он подключается к онлайн-кассе. Онлайн кассу можно купить или взять в аренду. Один из лучших сервисов для подключения онлайн-кассы — это АтолОнлайн. К кассе потребуется фискальный накопитель. И, конечно же, оплата услуг подключения кассы к вашему интернет-магазину. Также оплачиваются услуги ОФД. В сумме это будет около 43 000 рублей. В оффлайн магазине можно использовать самую дешевую онлайн-кассу. В интернет-магазине применяются более дорогие варианты из-за особенностей дистанционной торговли.
 
В минимальном варианте без товара получились примерно те же 50 000 рублей, что и на открытие самой маленькой торговой лавки. При этом в торговой лавке уже в первый день будут покупки, в интернет-магазине — нет.
 
После создания интернет-магазина расходы только начинаются. Это самое неприятное открытие. Интернет-магазин совсем не похож на обычный магазин. Люди мимо него не ходят. Они не могут проходить мимо, увидеть ваш сайт и зайти на него. Людей в интернет-магазин надо привлекать. Сделать это можно через поиск или рекламу.
 
Привлечение через поиск занимает месяцы. Google и Яндекс вводят новый сайт в поиск очень медленно. Для того, чтобы на ваш сайт заходило много людей, требуется попасть на первые страницы поиска. Сделать это не просто. На это требуются месяцы , а иногда годы. Алгоритмы поисковых систем постоянно меняются. И здесь вам потребуется помощь специалистов по продвижению в поисковых сетях. Минимальная стоимость их работы 8000 рублей в месяц. Если конкурентов у вас много, то тратить вы будете гораздо больше. В этот момент вы поймете главный недостаток интернета — конкурировать вам придется со всеми другими магазинами в сети. Тот случай, когда преимущество — продавать всем без ограничений имеет обратную сторону. Ваши конкуренты не будут стоять на месте. Чтобы опередить их в поиске, вам придется тратить на продвижение больше них.
 
Реклама позволяет найти покупателей сразу. Минимальная цена работы по настройке интернет рекламы 5000 рублей в поисковой системе Google или Яндекс и 15 000 рублей в социальной сети. Средние расценки больше. И здесь вы снова будете конкурировать со всеми другими интернет-магазинами. И чем больше у вас конкурентов, тем больше вы будете тратить на привлечение одного посетителя на сайт. И не факт, что он купит именно в вашем интернет-магазине. Он может сравнить цены и купить в другом, а деньги на него вы уже потратили.
 
Расходы могут быть и небольшими в том случае, если вы планируете работать в нише с малой конкуренцией или продавать в маленьком провинциальном городе. В остальных случаях готовьтесь к постоянной борьбе за каждого клиента. По данным www.digitalcommerce360.com за последние 5 лет средняя цена привлечения клиента увеличилась на 50%, а средний чек остался почти таким же.
 
Посмотрите, например, как менялась цена одного рекламного перехода на сайт в 2018 году
 
Мы только что разобрали одну из главных причин низкой рентабельности интернет-магазинов. Обычный магазин не конкурирует с магазинами в соседнем городе и даже конкуренция с магазинами на соседних улицах не так велика. В интернете все магазины как-будто находятся в одном городе и на одной улице. И здесь начинается великая конкуренция за внимание потенциального клиента. 
 
Доставка и цены — еще две причины низкой рентабельности интернет торговли. Покупатели привыкают к дешевой или даже бесплатной доставке. Доля затрат на доставку постоянно растет. Еще большим фактором, влияющим на рентабельность, будут цены. В онлайн покупках легко сравнивать цены и выбирать магазин. Поэтому продавать по цене, сильно превышающей минимальную, не получается. Более того, однажды вы столкнетесь с такой ситуацией, когда цена товара на сайте конкурента будет ниже, чем цена вашей оптовой закупки. В онлайне это возможно.
 
Персонал в интернет-торговле. О нем часто забывают. Также как и в рознице вы можете работать в одиночку или с 1 помощником. Но чем больше ваши продажи и оборот, тем больше потребуется персонала. Обработка, согласование, отправка заказов — для всего этого требуются люди. Также как и для работы с сайтом. Фотографии, описание товаров, написание статей и обзоров, технические изменения — для всего этого требуются специалисты, которым придется платить за работу. Эту сумму можно уменьшить, но тогда неизбежно вырастет размер расходов на автоматизацию. Как ни крути платить все равно придется. 
 
Планируете работать в одиночку — решите, что для вас лучше:
 
*Ждать клиентов в торговом зале и продавать им. 
 
*Весь день работать с сайтом, общаться с клиентом по телефону, каждый день упаковывать и отправлять доставки.
 
Онлайн, как и оффлайн, может требовать больших постоянных расходов для генерации продаж. Отсутствие аренды компенсируется постоянными расходами на привлечение клиентов. Если брать в расчет все указанные факты, то становится понятно, почему онлайн менее рентабелен, чем оффлайн.
 
Затраты на товар. Онлайн привлекателен тем, что можно организовать торговлю без закупки товара. Клиент делает заказ, вы покупаете товар на оптовом складе и отправляете клиенту. Никаких излишков и залежавшегося товара. В теории все хорошо. На практике будут ситуации, когда у поставщика не окажется одного нужного товара и весь заказ будет отменен. Также возможны сложности с организацией доставки и всего процесса взаимодействия для обработки заказа. Некоторые ходовые позиции вам придется иметь в наличии, потому-что у оптовика они будут быстро заканчиваться. В некоторых нишах торговли важна скорость доставки и обеспечить конкурентоспособные условия можно только при наличии товара у себя на складе.
 
Риски агрегаторов. Вариант работы через агрегаторы и маркетплейсы, такие как озон или беру, связаны с риском. С одной стороны вы тратите меньше на начало работы. С другой стороны вы зависите от этих площадок. Они могут перестать работать с вами в любой момент. Или на них окажется конкуренты с более низкой ценой. Демпинг и высокие требования платформы привели к тому, что многие отказались от размещения на яндекс-маркете.  Продажи на этой платформе стали убыточны. По данным Datainsight за последний год из ТОП 100 крупнейших интернет-магазинов 8% отказались от  размещения на Яндекс маркете.
 
Оценка рисков. Магазин может открыться неудачно. Возможные действия с онлайн и оффлайн магазином.  С онлайном все сложно. Вы не сможете привлечь клиентов без затрат. Потратили на привлечение клиентов и результата нет? Тратьте снова. Других альтернатив нет. Или фиксируйте убытки и закрывайтесь. Вернуть затраты на организацию интернет-магазина не получится. Ваш интернет-магазин никому не нужен. Это очень большая удача — продать свой интернет-магазин даже с хорошими показателями.
 
В оффлайне всегда можно попробовать переехать на другое место. Если доля ваших расходов на ремонт невелика, то это не большие потери. В крайнем случае можно примерно за полцены продать торговое оборудование и сбыть товар по цене закупки. Это возможно почти всегда.
 
Теперь вы знаете данные статистики по рентабельности и факторы для расчета бизнес-плана вашего будущего магазина. Эти данные помогут сделать выбор более осознанным. 
 
В интернете все больше возрастает доля интернет-гигантов. Они тратят огромные суммы на привлечение клиентов. Затраты на привлечение одного клиента могут окупиться только через несколько лет постоянных покупок. Крупные компании могут себе это позволить. Маленькие частные интернет-магазины — нет. 
 
В следующих статьях я продолжу разбор особенностей оффлайн и онлайн магазинов. Вы узнаете:
 
Почему речи о победе онлайна преждевременны.
 
Как сделать выбор, что открыть, онлайн или оффлайн магазин.
 
Читать статьи на 2 недели раньше и получить доступ к дополнительным материалам можно на https://boosty.to/sales